ЗИС: Имени «отца народов»
На совещании в наркомате тяжелой промышленности 20 июля 1932 года управляющий Всесоюзным автотракторным объединением Сергей Дьяконов поставил перед Краснопутиловским заводом в Ленинграде задачу начать производство «советского «Бьюика». Еще в 1926-м, во время всесоюзного автопробега из Москвы в Крым, машины этой марки достойно выдержали все испытания, и советскоамериканская торговая фирма «Ам-торг» регулярно закупала Buick. Для производства приняли самую большую и мощную модель – лимузин 32-90. Планировали выпускать по 20 000 автомобилей в год, но к 1 мая 1933 года собрали только шесть машин, получивших наименование «Ленинград-1», или просто Л-1. Со своими обязательствами предприятие не справилось. Во время автопробега Л-1 часто ломались по банальной причине – из-за низкой культуры производства. Приказом Наркомтяжпрома задачу создать советский представительский лимузин передали из Ленинграда в Москву на Завод имени Сталина.
Путевка в жизнь
Взяв за образец тот же Buick, но уже 1933–1934 годов, конструкторы сохранили только его лонжеронную раму с Х-образной поперечиной, верхнеклапанный мотор и 3-ступенчатую коробку передач. С дизайном было сложнее. В статье журнала «За рулем» за 1934 год конструктор Евгений Иванович Важинский писал: «Автозавод им. Сталина с начала 1936 г. будет выпускать легковые многолитражные семиместные автомобили ЗиС-101.
[caption id="attachment_122477" align="aligncenter" width="575" caption=" "] [/caption]
Производство рассчитано на выпуск 10 тыс. машин в год. Новая машина сконструирована по типу лучших американских марок Бьюик и Паккард. Внешний вид автомобиля будет близок к машине Бьюик 1934 г. с закрытым кузовом седан». В статье приводился и рисунок будущей машины, очень похожей на Buick`34. Но по неизвестным причинам опытные образцы ЗиС-101 отличались от прототипа, хотя что-то в их облике было сходным. Так, покатая облицовка радиатора с характерными хромированными молдингами явно была позаимствована у Plymouth 1935 года...
Первые два опытных образца ЗиС-101 были готовы в марте 1936 года. Еще шел снег, когда директор ЗиСа Иван Лихачев совершил пробную поездку на шасси одного из них – кузов не установили. Сквозь мокрый снег и ветер Лихачев доехал до Подольска и вернулся на завод. Весь следующий месяц на заводе доводили до ума опытные экземпляры, чтобы показать их членам партии и правительства. Один ЗиС выкрасили в черный цвет, другой – в вишневый. «Смотрины» состоялись 29 апреля 1936 года в Кремле напротив артиллерийских складов. Полюбоваться новинкой автопрома пришли Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин, председатель Совнаркома Вячеслав Молотов, нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, нарком внешней торговли Анастас Микоян и другие высокопоставленные товарищи. Они придирчиво осматривали оба ЗиС-101, сравнивали их с заграничными машинами и высказывали пожелания. Так, Сталин предложил сделать эмблему в виде развевающегося красного флага со звездой – на этом вмешательство «отца народов» в конструкцию автомобиля завершилось. В тот день Сталин явно пребывал в хорошем настроении, и ЗиС-101 легко получил путевку в жизнь.
Спокойная езда
Конвейерная сборка ЗиС-101 началась почти через год, в январе 1937-го, – рабочие долго монтировали и осваивали оборудование. Для советской автомобильной промышленности машина была очень сложной. В конструкции «стопервого» воплотилось множество новых технических решений. В первую очередь это касалось кузова типа «лимузин» с опускающейся перегородкой за водительским сиденьем. Каркас кузова изготавливался из бука, сделать его могли только столяры высшего класса.
ЗиС-101 считался очень комфортабельным. В его салоне был отопитель – шоферы называли его на английский манер «хитер». Еще в автомобиле имелись багажник и дополнительная багажная решетка, отделанная хромированными накладками. Водительская часть салона обивалась кожей, а пассажирская – тканью. На некоторые экземпляры устанавливали радиоприемник АИ-656 завода им. Орджоникидзе, работавший в диапазоне длинных и средних волн. Приток воздуха в салон обеспечивался с помощью поворотных форточек.
Двигатель ЗиС-101 во второй половине 30-х годов был одним из самых прогрессивных. Рядная «восьмерка» рабочим объемом 5766 см3 развивала мощность 110 л.с. при 3200 об/мин, если у двигателя были алюминиевые поршни, и 90 л.с. при 2800 об/мин, если поршни из чугуна. Мотор имел коленчатый вал с противовесами, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, двухкамерный карбюратор «Марвел» (тоже наследство от Buick) с подогревом отработавшими газами и термостат в системе охлаждения, который поддерживал температуру в системе охлаждения и управлял открытием жалюзи.
Большая масса автомобиля (более трех тонн) в сочетании с мягкой зависимой подвеской колес на длинных рессорах и гидравлическими рычажными амортизаторами двустороннего действия делали езду мягкой. В тормозной системе был применен вакуумный усилитель, или, как его тогда называли, «тормозной бустер». Правда, работал он так, что левые колеса тормозили чуть сильнее правых. Разгонялся ЗиС-101 до скорости 115 или 120 км/ч в зависимости от мотора, а расход горючего составлял 26,5 л/100 км.
Борьба за качество
Суммарный выпуск «стопервого» за все время производства с 1937 по 1941 год составил 8752 экземпляра в разных модификациях. Первоначально ЗиС-101 выпускался только с кузовом «лимузин». В конце 1937 года завод разработал две модификации с открытым кузовом, типа «фаэтон» со складывающимся тентом и пристегивающимися на кнопках боковинами с целлулоидными окошками, и «кабриолет», тоже с тентом, но с выдвигающимися из дверей стеклами в рамках, которые заподлицо входили в пазы натянутого матерчатого верха. Поскольку кабриолет в изготовлении был сложнее, то к мелкосерийному производству приняли фаэтон, присвоив ему индекс ЗиС-102.
Малыми сериями выпускалась на базе ЗиС-101 карета скорой помощи с измененной планировкой задней части салона и отличительным фонарем с красным крестом над ветровым стеклом. Кроме того, некоторая часть ЗиС-101 использовалась в качестве такси и оборудовалась таксометром, устанавливаемым у правой стойки ветрового стекла.
[caption id="attachment_122479" align="aligncenter" width="575" caption=" "] [/caption]
В июне 1940 года на ЗиСе работала правительственная комиссия, которую возглавлял академик Е.А. Чудаков. Она, в частности, отметила, что ЗиС-101 на 600–700 кг тяжелее зарубежных аналогов. Последовавшая модернизация привела к созданию ЗиС-101А. Изменилась облицовка радиатора, стал мощнее двигатель, упрощена конструкция синхронизатора в коробке передач и применены косозубые шестерни первой передачи и заднего хода, разработано однодисковое сцепление.
Мощность двигателя выросла благодаря переходу на новый карбюратор МКЗ-Л2 (типа «Стромберг»), где смесь поступала в цилиндры не восходящим, а падающим потоком, благодаря чему улучшались их наполнение и мощность. Сыграли свою роль измененная конструкция впускного коллектора и пересмотренные фазы газораспределения: ЗиС-101А, выпускавшийся только с алюминиевыми поршнями, развивал мощность 116 л.с. Были построены опытные образцы ЗиС-101Б со ступенчатым багажником и рядом усовершенствований в шасси, а также ЗиС-103 с независимой подвеской передних колес. Однако реализовать эти замыслы не удалось из-за начавшейся войны. К этому моменту завод успел изготовить около 600 автомобилей ЗиС-101А.